Сюжет
Совместный проект
К главной

Стойкий рынок: как меняется российская стройиндустрия

О трендах рынка недвижимости рассказала Ирина Клыкова, руководитель группы по развитию крупного бизнеса в «Яндексе»

Рынок бьет рекорды

После затишья 2022 года застройщики вернулись к прежним темпам. Более того, 2023-й в России стал рекордным по вводу нового жилья: всего в эксплуатацию было сдано более 104 млн кв. м. Каждый день на рынке появляется более 2 тыс. квартир, и темпы строительства постоянно растут.

Ипотека стимулирует рост индустрии

В 2023 году ипотека стала основным драйвером роста рынка. По нашим данным, за III квартал интерес к ипотечным сделкам вырос на 27%, а за первые девять месяцев 2023-го российские банки выдали на 61% больше ипотечных займов, чем годом ранее.

На популярность ипотеки повлияло несколько факторов. С одной стороны, рост ключевой ставки и первоначального взноса создали определенный ажиотаж, с другой — застройщики начали предлагать собственные программы льгот и рассрочки. По данным «Дом.РФ», к концу 2023 года их доля достигла рекордных для рынка 70–80%.

В прошлом году 7 из 10 человек рассматривали покупку жилья по одной из ипотечных программ. И с большой вероятностью индустрия продолжит показывать рост и в 2024-м. Фокус покупателей может сместиться в сторону малометражных квартир или ЖК эконом-класса, которые подходят под условия льготной ипотеки. Это повлияет и на предложения застройщиков. В целом объемы ввода в эксплуатацию нового жилья вряд ли снизятся в ближайшие пару лет. Поскольку интерес к недвижимости, скорее всего, не пропадет, высокий спрос будет и в смежных отраслях: товарах для ремонта, мебели и предметах быта.

Недвижимость как инвестиция

Недвижимость всегда была безопасным и понятным вариантом вложения свободных средств. Сегодня инвесторы все чаще выбирают для этой цели апартаменты, так как доходность от их сдачи в аренду может составлять до 50% в год.

В среднем 20% апартаментов на первичном рынке приобретается для приумножения капитала в будущем. Сейчас 4 из 5 строящихся объектов такого типа находятся в Москве или южных регионах. При этом некоторые инвесторы покупают квартиры в апарт-отелях, которые активно набирают популярность. Например, в Санкт-Петербурге они в 1,5 раза обогнали по загрузке традиционные гостиницы за первую половину 2023 года. Апартаменты комфорт-класса привлекают наибольший интерес клиентов (54% продаж), за ними следует бизнес-класс (37,5%).

В целом количество готовых к продаже апартаментов, по данным «Дом.РФ», за последние два года увеличилось на 73%. Что же стимулирует такой рост? Во-первых, льготные предложения дают возможность обзавестись собственным жильем по более низкой цене. Во-вторых, застройщикам выгодно возводить ЖК с апартаментами: это можно делать на участках, где недопустимо обычное жилищное строительство. Безусловно, у апартаментов есть и свои минусы, но, несмотря на некоторые сложности и «белые пятна», привлекательная стоимость пока перевешивает все риски.

Виктор Козлов, руководитель управления онлайн-рекламы
и аналитики, ГК «Инград»:

«Рынок становится более неформатным, и 2024 год, вероятно, станет годом рождения новых продуктов на стыке финансовых возможностей застройщика и развития внутренних сервисов, например, программ субсидирования от девелоперов, предложений квартир под ключ — с меблировкой или бесплатным оформлением всех документов.

В плане маркетинга одними из ключевых задач девелоперов станут игра вдолгую, развитие бренда и акцент на уникальном торговом предложении. Если говорить именно о Подмосковье, то упор будет преимущественно на цену и покупку в формате „заезжай и живи“, в отличие от Москвы, где более популярна отделка „вайтбокс“. Также, скорее всего, мы будем видеть все больше ярких креативов, направленных на повышение запоминаемости брендов».

Стабильность бизнес-класса

В сегменте продаж жилья бизнес-класса рост можно заметить не только среди малометражек, которые приобретают для инвестиций. Квартиры большой площади также пользуются высоким спросом, особенно среди семей с детьми. Обычно их приобретают уже для себя.

В Москве только за III квартал 2023 года было зарегистрировано 6,8 тыс. сделок на покупку квартир в ЖК бизнес-класса — в 2,4 раза больше, чем годом ранее. А в апреле 2023 года объем предложения премиального жилья был на 59% выше, чем в 2022-м.

Большинство объектов такого типа люди покупают по ипотечной программе, что обусловлено ценой: средняя стоимость жилья в этом сегменте в Москве составляет около 22,3 млн рублей. В 2023 году 3 из 4 таких квартир были приобретены в ипотеку, однако покупатели в этом сегменте обычно быстро закрывают кредит, а их первоначальный взнос часто превышает половину стоимости недвижимости. Так как спрос на такое жилье, несмотря на стоимость, остается стабильно высоким, в ближайшее время могут появиться новые крупные проекты в сегменте «бизнес».

Леонид Савков, коммерческий директор MR Group:

«Осенью 2023 года на рынке первичной недвижимости наблюдалась положительная динамика объема продаж по сравнению с тем же периодом 2022-го. В сегменте бизнес-класса продажи увеличились в три раза, а комфорт-класс вырос на 36%. При этом в сопоставлении с рекордными продажами 2021 года первый показал прирост в 40%, а второй — в 24%. Ажиотажный спрос и высокие объемы продаж в бизнес-классе привели к тому, что застройщики стали активнее выводить на рынок новые проекты в этом сегменте. MR Group уже порадовал своих клиентов анонсом уникального по своей архитектуре проекта Jois в Хорошево-Мневниках, а в планах на 2024 год вывод еще нескольких интересных проектов».

Эксперименты в маркетинге

Несмотря на то, что в последний год квартиры стали покупать гораздо активнее, люди начали рациональнее подходить к этому вопросу. В погоне за выгодной ценой они рассматривают больше вариантов, поэтому застройщики теперь меняют подход к маркетингу в условиях высокой конкуренции. Если раньше большинство игроков рынка использовали похожие инструменты и форматы, то сейчас каждый стремится придумать что-то свое. Например, в 2023 году набирал обороты тренд на коллаборации с продавцами бытовой техники или мебели.

Еще один заметный тренд среди застройщиков — акцент на молодежь. Раньше девелоперы делали ставку на людей среднего возраста, а сейчас стремятся работать с более молодым поколением, которое в ближайшие годы может задуматься о приобретении жилья и стать потенциальными покупателями. Поэтому для застройщиков быть на виду важно уже сейчас.

В этом году эксперименты с маркетинговым продвижением продолжатся. Девелоперы будут пробовать различные форматы коммуникации, персонализируя предложения в соответствии с целями и ценностями различных аудиторий. Это обещает появление интересных и уникальных маркетинговых кампаний в будущем.